Интересные факты о балете, история развития, русский балет, факты из жизни артистов балета
Опубликовано: 14.10.2019
Такой вид искусства как балет уже несколько столетий радует людей, и всё это время танец развивается и усложняется. Ценителям балета когда-то давно с появлением этого вида искусства иногда приходилось проделывать длинный путь, чтобы насладиться танцевальным представлением, но на сегодня, к счастью, всё упрощено. Балет может понравится не каждому, но это лишь дело вкуса.
Содержание
Балет как искусство
- Узнавая о балете, стоит сказать, что это настоящий спорт. Обучение данному виду искусства продолжается 10 лет и минимум 20 часов в неделю. Помимо балета балеринами изучаются современный танец и актерское искусство.
- В собственной длительной эволюции балет всё больше приблизился к спорту, утратив по дороге драматургическую значимость ролей. Иногда балет даже опережает спорт по технике, но отстаёт по содержанию.
- В балете имеется 5 основных позиций ног и рук, в которых носки ног выворачиваются наружу. Такие позиции пришли к нам из фехтования. И это совсем не удивительно, потому что первые танцоры в балете – это именно мужчины- дворяне, а все они в то время обучались технике фехтования.
- Первую балерину женщину мир увидел лишь в 1681 году. В начале ХVIII века в балете балерин женского пола стало гораздо больше, нежели танцоров-мужчин.
- Ведущие солисты балета называются примой и премьером.
История балета
Впервые балет упоминался в XV веке. Сохранились сведения о том, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предлагал для очередного бала объединять несколько танцев. Это и помогло ему написать торжественный финал с окончательным названием «балет».
Сам же танцевальный жанр появился несколько позже в Италии. Точка отсчета балетного искусства – 1581 год. Именно в это время Бальтазарини в Париже поставил собственный спектакль на основании музыки и танца.
Термин «балет» возник в конце XVI века. Тогда он означал не спектакль, а только танцевальный эпизод, что передает определенное настроение. Подобные «балеты» состояли из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего персонажей греческих мифов. После таких «выходов» был общий танец, который называли «большим балетом».
В XVII веке популярность приобрели и смешанные представления с названием «опера-балет». При этом огромное значение в данных постановках отводилось именно музыке, а не танцам. Только за счет реформ балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобрел классические очертания с настоящим «хореографическим языком».
При царствовании Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особенного великолепия. Людовику самому нравилось принимать участие в балетах, и собственное известное всем прозвище «Король-Солнце» он получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи».
В 1661 году Людовику удалось создать Королевскую академию танца и музыки, куда входили 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью было сохранить танцевальные традиции.
Вскоре после этого открылась Парижская опера, где балетмейстером назначили того же Бошана. Под его руководством сформировалась и балетная труппа. В первое время в ее составе были только мужчины. Женщины же на сцене Парижской оперы начали выступать только в 1681 году.
Зарождение балета
День зарождения балета во всем мире – 15 октября 1581 года. Именно в это время во Франции на суд публики собственное творение представлял балетмейстер из Италии Бальтазарини. Его балет назывался «Комедийный балет королевы» или «Цирцея», а продолжалось такое представление примерно 5 часов.
Первые французские балеты в собственной основе имели народные и придворные танцы с мелодиями. Совместно с музыкальным оформлением в спектакле присутствовали и разговорные, и драматические сценки.
Дальнейшее развитие балета
Дальнейшее развитие и расцвет балета пришлись на эпоху романтизма. Ещё в 30-х годах XVIII века французская балерина Камарго захотела укоротить юбку и полностью отказалась от каблуков, что дало ей возможность ввести в собственный танец заноски.
К концу XVIII века балетный костюм стал значительно более свободным и лёгким, что в немалой степени поспособствовало сильному скачку в развитии данного танца. Попытавшись сделать собственный танец более воздушным, исполнительницы стали вставать на кончики пальцев, что и привело к созданию пуант. Далее пальцевая технология женского танца начала бурно развиваться.
Первая женщина, которая применила танец на пуантах в форме выразительного средства – Мария Тальони. Драматизация балета при этом потребовала также развития балетной музыки.
Русский балет
Первый русский балет — «Балет об Орфее и Евридике» был поставлен 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Церемонные и медленные танцы тогда вмещали в себе смену изящных поз, ходов и поклонов, а также чередование речи и пения. Никакой существенной роли в развитии сценического танца это не сыграло. Это был только очередной царский «каприз», привлекавший внимание собственной необыкновенностью и новшеством.
Лишь спустя четверть столетия за счет реформ Петра I, танец и музыка стали частью быта у русского общества. В дворянские учебные заведения вводились обязательные занятия по танцам. При дворе выступали выписанные из-за границы оперные артисты, музыканты и балетные труппы. Об этом свидетельствуют исторические факты.
В 1738 году удалось открыть первую в России балетную школу, и спустя 3 года 12 мальчиков и 12 девочек из дворцовой челяди смогли стать первыми в России профессиональными танцовщиками. Вначале им приходилось выступать в балете иностранных мастеров в роли фигурантов, а позднее и в главных партиях. Прекрасный танцовщик тех времен Тимофей Бубликов блистал не только в Санкт-Петербурге, но и в Вене.
В начале XIX-ого века русский балет достиг собственной творческой зрелости. Российские танцовщицы того времени смогли привнести в танец одухотворенность и выразительность. Достаточно того, что А. С. Пушкин это прочувствовал, называя танец своей современницы Авдотьи Истоминой «душой исполненный полет».
Современный балет
Современный балет отказался от присутствия пуантов и пачек, что пришли на смену свободным, удлиненным одеяниям балерин, создававшим воздушный и утонченный образ. Множество танцоров начали выходить на сцену и совсем босиком.
Современный балет говорит «нет» классическим позициям ног и рук, а также сложному вывороту, что характерен для классического балета. Также в современности отказались от высоких прыжков и нарочитого удлинения рук и ног.
Развитие современного танцевального искусства стало для знаменитых балетмейстеров возможностью показать собственное мастерство, потому что балетные традиции, которые складывались годами, почти не пополняются новыми элементами и не берут в учет современные тенденции балетного танца.
Современный балетный танец за счет определенной свободы движения и танца, не стесненных множественными правилами, дает возможность заниматься балетом даже в зрелости. Это связано с тем, что такой танец в стиле модерн не потребует проработки техники, а главное в нем – естественная пластика тела, что позволяет выполнять сложные движения.
Интересные факты о балете
- В среднем прима-балерине необходимо примерно 300 пар пуантов. Таким образом расход на них составляет более 1 пары в день, считая выходные дни. У обычной балерины за год может уйти примерно 100 пар.
- В среднем танцор в балете за выступление поднимает партнёршу примерно 200 раз, а это около 10 тонн суммарного веса.
- Множество танцоров в балетном искусстве являются суеверными личностями. Одно из распространённых суеверий — зайти в гримёрку лишь с левой ноги.
- Самое популярное в мире балетное произведение – «Лебединое озеро».
- Самым страшным оскорблением для балета является веник, который бросили на сцену вместо охапки с цветами.
- С 2001 года балет в Туркменистане стал запрещенным искусством.
- Балерины действительно должны быть очень худыми и стройными. Средний вес балерины не превышает 50 кг.
- Для изготовления одной балетной пачки потребуется примерно 15 метров тюля, а на такую работу уйдет несколько дней.
Факты из жизни артистов балета
- В XV веке, когда Екатерина Медичи – одна из самых первых покровительниц балетного танца, вышла замуж за короля Франции Генриха II, эта страна стала главной в развитии балета.
- Говоря о балеринах, стоит отметить самый поразительный случай, произошедший с российской балериной Ольгой Лепешинской. Она прямо на сцене поломала себе ногу. При этом характерный хруст услышали все зрители. Артистка выполнила свой номер до конца, не прерывая его даже на минуту и получила в тот день тройной перелом ноги.
- Учитель Людовика XIV – Пьер Бошан – известный хореограф, балетмейстер и композитор. Именно он смог кодифицировать 5 положений ног. Это единственные 5 позиций, когда удобнее всего двигаться в любом направлении.
- В 1831 году прима-балерина Мария Тальони сумела произвести фурор танцем на носочках в самодельных пуантах. Она снабдила собственные атласные тапочки кожаной подошвой, а также укрепила носки, создавая коробку возле основания пальцев. Еще она набила кончики данной коробки небольшой подушкой.
- Анна Павлова считается одной из великих балерин всех времен. Она стала первой женщиной, которая когда-то совершила мировое турне со своей труппой, показав балет людям, которые даже никогда не слышали о нем. Всего одно ее выступление покорило мир.